• Обсуждения на сайте Альта-Софт

Когда иссякнет родник безграмотности

Можно поговорить обо всем: дорогах и дураках, своем дворе, политике, пообсуждать законодательскую деятельность, поностальгировать о былом, и просто послушать интересные истории

Модераторы: Renat, alta_olg, Gala

alta_olg
Модератор
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: Пт ноя 05, 2004 17:16
Откуда: Москва, Альта-Софт
Сказал: 1 ед.
Получил: 89 ед.

Сообщение alta_olg » Вт фев 25, 2014 13:32

[*]Когда иссякнет родник безграмотности
На вопрос, какие праздники проходят в феврале, незамедлительно ответят: «День защитника Отечества, 23 февраля». Но мало кто знает, что 21 февраля – дата тоже важная и не менее патриотичная. Это Международный день русского языка, который так же, как и наши защитники, нуждается во внимании и уважительном отношении.
Над въездом в один из многочисленных подмосковных поселков красуется гордая надпись: «Родничёк». Именно так, через суффикс «ёк». Наш семейный загородный участок находится в нескольких километрах от «Родничка», и каждый раз, проезжая знакомой дорогой, с надеждой смотрю, не сняли ли этот филологический кошмар. Но табличка, игнорирующая правила русского языка, висит годами. Кажется, «Родничёк» уже стал неотъемлемой частью картины действительности. К сожалению, не только местной, но и российской.
Подобные «роднички» безграмотности можно встретить сейчас повсюду, и этот – лишь один из многих. Сказать о падении уровня образования, необходимости реформирования, введении дополнительных часов изучения русского языка и литературы считают своим долгом практически все, кто имеет хоть малейшее отношение к системе образования. В этой связи разговоры о возвращении школьного сочинения по литературе, заставлявшего школьников правильно формулировать свои мысли и логически выстраивать текст, возобновились с новой силой. Приобретают популярность массовые движения за грамотность и чистоту речи, а с каждым годом участников акций вроде «Тотального диктанта» становится больше. Мы побеседовали с поэтом и публицистом Дмитрием Быковым и Еленой Поповой, преподавателем русского языка и литературы Лингвистической гимназии №1531. Так какие же отношения складываются у русских людей с родным языком?
Быть грамотным сейчас модно. Поправлять случайного человека, совершившего ошибку в социальной сети, стало обычным делом для тех, кто хочет продемонстрировать свое «преимущество» над якобы «необразованными». «Крайне радикальное движение, созданное для борьбы с безграмотностью. Мы точно знаем, кто будет гореть в печах, когда наше движение придет к власти» - таков лозунг на странице в социальной сети группы борцов за чистоту русского языка «Grammar Nazi». Правда, ничем, кроме как нападками на обитателей Интернета и виртуальными размахиваниями электронными словарями, участники данного движения не прославились. Совсем другое дело – «Тайные орфографические полицейские», как называют себя уже другие борцы за грамотность, которые ведут ее не только словом, но и делом. Миссия «полицейских» звучит так: «Мы исправляем ошибки в публичной речи, будь то плакат, указатель или объявление в столовой Государственной думы. Те ошибки, которые нельзя исправить сразу (на мемориальной доске или баннере), исправляют соответствующие государственные службы после нашего обращения». У сообщества уже есть достижения в виде скорректированных надписей в публичных местах, а правительство не игнорирует сообщения участников о тех или иных орфографических ошибках. Массы людей все-таки стараются чаще поднимать вопросы о важности правописания.
Также на массовом, но окончательно вышедшем за пределы Интернета, уровне проходит и такая акция, как «Тотальный диктант». Первый добровольный диктант для всех желающих состоялся в 2004 году на гуманитарном факультете НГУ по инициативе студентов. С тех пор диктант проходит ежегодно, с каждым разом собирая все больше участников и привлекая известных людей. В этом году мероприятие пройдет 12 апреля. Дмитрий Быков, как известный писатель и журналист, был одним из организаторов проекта. Причину возникновения подобных общественных движений Быков объясняет так: «Тотальный диктант – протест против оглупления, плохого образования. Ведь грамотность – функция от интеллекта, способность запоминать и применять простые правила. Уровень интеллекта резко понизился в последние несколько лет. Так получилось. Сейчас же народ сам вынужден его поднимать». По мнению публициста, подобные акции просто необходимы в современном обществе. Что примечательно, нашему российскому «Тотальному диктанту» нет аналогов за рубежом: Быков упоминал только борьбу за спасение французской «Синематеки» в 1968 году, случай, когда «культура сама протестовала против государственного управления». Появление «диктанта» в России – безусловное подтверждение возросшего интереса народа к собственной культуре, языку, образованию.
Как известно, все начинается с детства. И любовь, уважение к родному языку в том числе. Поэтому так важно прививать грамотность с детства, школы. По словам преподавателя русского языка и литературы Поповой Елены, учащиеся гораздо грамотнее взрослых. Все дело в том, что в школах и ВУЗах процесс обучения непрерывен, образцы правописания все время перед глазами. Взрослые же не следят за орфографией и произношением. После школ и ВУЗов молодые люди попадают в среду, где ошибки являются нормой, и со временем наработанные навыки письма исчезают. «Люди видят неправильные образцы. Ошибки допускаются везде: и на телевидении, и в объявлениях. Зачастую СМИ «опускаются» до уровня своей аудитории, которой, в свою очередь, неоткуда брать правильные образцы», - так комментирует ситуацию Попова. Между тем уровень грамотности самих школьников, несмотря на постоянную преподавательскую борьбу за чистоту речи, понизился вместе с уровнем всего народа. «Урок чтения в 5 классе. Ко мне подходит мальчик и спрашивает, показывая пальцем в книгу: грузно – это как?», - Елена Попова говорит, что у детей маленький словарный запас. А его можно увеличить только за счет чтения, которое способствует запоминанию правильных грамматических конструкций и орфограмм. Чтение – это вообще показатель общей культуры нации. Между тем количество часов на такой предмет, как литературе, в школе только сокращают: «Раньше в 5-9 классах 3 часа литературы в неделю были нормой. В прошлом году в 9 классе количество часов еще сохранялось, сейчас же их урезали до 2 часов в неделю. Программа объемная, мы ничего не успеваем», - говорит Попова Елена.
Чтение – вот то, что может перекрыть «роднички безграмотности» и «подружить» россиян с собственным языком. Попова Елена – активная участница международных конференций, посвященных проблемам чтения (существуют как Международная ассоциация чтения, так и Российская). Проводятся и такие международные программы, как PISA, занимающиеся оценкой образовательных достижений учащихся. Этот тест оценивает грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. Он проходит раз в три года и проводится по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. Согласно последним исследованием, постоянным лидером чтения является Финляндия, Европа несколько отстает, но в целом показатели в ней выше, чем в России. Помимо количества прочитанных книг важным критерием является и так называемая «осознанность чтения». В России проблема «осознанности» стоит наиболее остро: дети просто не воспринимают, не понимают только что прочитанный текст. Это подтверждают и преподаватели: многие подчеркивают, что школьникам часто приходится разъяснять текст, проговаривать основные мысли, прозвучавшие в произведении.
Таким образом, «родничками безграмотности» нередко являются СМИ, публичные речи и объявления. Поэтому неудивительно, что общество осознает необходимость в самостоятельной борьбе против речевых, орфографических и грамматических ошибок. Важно, чтобы эта борьба не сводилась к самоутверждению граждан на просторах сети, а принимала открытые формы, к которым можно отнести и «Тотальный диктант», и «орфографических полицейских». На фоне безграмотности взрослых сложно воспитывать молодое поколение, которое бы дружило с собственным языком. Да и ситуация с сокращением часов, отведенных на изучение литературе в школе, также не способствует поднятию уровня грамотности учащихся.
Однако было бы несправедливо утверждать, что нет никакой положительной динамики. Так, по итогам исследования PISA-2012, у российских учащихся выросли средние результаты, особенно по сравнению с предыдущим циклом исследования, прошедшем в 2009 году. Например, читательская грамотность повысилась на на 16 баллов. Дмитрий Быков, имеющий опыт преподавания в школе, также отмечает, что уровень грамотности и начитанности довольно низок, у школьников «есть желание учиться, им интересно. Тяга к знаниям повысилась колоссально. Они поняли, что их будущее зависит от того, что они знают». Ко всему прочему, возвращается классическое школьное сочинение, что также будет способствовать повышению уровня грамотности. Есть надежда, что со временем «роднички безграмотности» будут исчезать, во многом благодаря усилиям неравнодушных преподавателей и граждан. И, возможно, когда-нибудь День русского языка будет чем-то большим, чем просто маленькой пометкой в списке февральских праздников.

Ярослава Михайлова
Олег Михайлов
Отдел техн. поддержки и разработки ПО
Следующие пользователи поблагодарили alta_olg за это собщение: User
caliban
Новый участник
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Чт дек 05, 2013 11:43
Контактная информация:
Сказал: 0 ед.
Получил: 0 ед.

Сообщение caliban » Вт фев 25, 2014 15:13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»»

В Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации», в которую данным законопроектом предлагается внести изменение, отсутствует норма, в которой было бы прописана обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан РФ при исполнении должностных обязанностей и на рабочем месте употреблять и общаться исключительно на государственном языке или на официальных языках субъектов Российской Федерации.
В настоящее время иностранные граждане и лица без гражданства работающие в России по договору подчастую не владеют знанием русского языка, т.е. официального языка на территории которой они работают. Также они между собой в рабочее время на рабочем месте разговаривают на родном их языке. Что коренное население приводит в негодование.
Аналогичные законодательные акты на протяжении многих лет существуют в ряде европейских стран и в США. Эти страны зачищают свою родную речь и своих граждан приняв аналогичный закон.
Предлагается дополнительным пунктом в статью 1 законодательно запретить использование иностранных языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающие в России по договору в рабочее время и на рабочем месте.
Преимущество данного предложения положительно скажется на знание государственного языка РФ и языков субъектов РФ иностранными гражданами или гражданами без гражданства желающие работать в России. А также граждан РФ получившие гражданство улучшать знание государственного языка и на рабочем месте в деловом обороте использовать русский язык или официальные языки субъектов Российской Федерации.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключение Правительства Российской Федерации не требуется.

(c) Депутаты Государственной Думы Афанасьева и Зелинский. Орфография и пунктуация оригинала.
Dron
Дед
Сообщения: 383
Зарегистрирован: Пт ноя 05, 2004 20:12
Откуда: Альта-Софт
Контактная информация:
Сказал: 0 ед.
Получил: 33 ед.

Сообщение Dron » Вт фев 25, 2014 16:43

"Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ли ты написал что-то или нет, потому что английское правописание — это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Любое слово можно написать по-другому, отчего оно не станет хуже."

Ричард Фейнман (один из крупнейших физиков XX века, Нобелевский лауреат, участник Манхеттенского проекта и просто очень умный человек).
Аватара пользователя
Emma
Постоянный участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2015 17:58
Откуда: Москва
Контактная информация:
Сказал: 3 ед.
Получил: 3 ед.

Сообщение Emma » Пн авг 31, 2015 13:26

Ожидание, что грамотность в нашей стране станет нормой - трата времени. Ситуация катастрофически ухудшается год от года. И нельзя винить только школьников и молодежь. В детском саду, куда я вожу сына, каждая третья воспитатель делает элементарнейшие ошибки в речи: начиная от "звОнят" и "ихние" и далее по списку. И эти люди учат тех, на кого возложат ответственность за будущее нашей страны! Хотя я, конечно, понимаю, что специалисты с высшим образованием, профессионалы, вряд ли согласятся работать за зарплату в 15 тыс.р., да еще и брать на себя колоссальную ответственность за чужих детей. И это уже вопрос к правителям нашего государства, почему структура, которая создает базу для дальнейшего развития и воспитания школьников, молодежи, нации как таковой, плетется в хвосте финансирования.
Аватара пользователя
Харон.
Новый участник
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 16:06
Откуда: Страна чудес.
Сказал: 0 ед.
Получил: 0 ед.

Сообщение Харон. » Пн ноя 16, 2015 20:26

Так как здесь наиболее активны прелестные девушки,то свой первый пост начну,пожалуй так:
"Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая -
Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай."(с)
Не-не...,мне уже далеко(почти) за 30,но очень это стихотворение нравится.
(Да и в тему,вроде.По поводу безграмотности. :| )
Никогда не сдавайся!
Аватара пользователя
ИгорьЮ
Аксакал
Сообщения: 743
Зарегистрирован: Ср май 02, 2012 09:19
Откуда: ДВ
Контактная информация:
Сказал: 35 ед.
Получил: 115 ед.

Сообщение ИгорьЮ » Вт ноя 17, 2015 08:49

Иваныч, тут только одна девушка из участников обсуждения, остальные мужского пола :)
Аватара пользователя
Харон.
Новый участник
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 16:06
Откуда: Страна чудес.
Сказал: 0 ед.
Получил: 0 ед.

Сообщение Харон. » Вт ноя 17, 2015 15:04

ИгорьЮ писал(а):Иваныч, тут только одна девушка из участников обсуждения, остальные мужского пола :)

А модераторы? :)
Никогда не сдавайся!
Аватара пользователя
Egor85
Новый участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Ср апр 17, 2019 15:40
Сказал: 0 ед.
Получил: 0 ед.

Сообщение Egor85 » Ср авг 28, 2019 20:18

родник безграмотности усиливают сленговые интернет словечки, часто читаешь на городских форумах
бывает:
сёня - сегодня,
ГоднотА – хороший, годный . Фильм – годнота!
Жиза – жизненно,
ОрУ – смеяться. Я ору с этого видео.
ОрнУть в голосину – громко рассмеяться.
Оч – очень.
Пж – пожалуйста.
РЕстик – ресторан.
САсный – привлекательный, сексуальный, милый. Сасный парень.
Сорян – извини. Ой, сорян! Я нечаянно.
Топ, тОпчик – самое лучшее.

это все входит в обычное общение, делая молодежь безграмотнее и тупее.

Вернуться в «Моя страна»

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя