• Обсуждения на сайте Альта-Софт

Москва - Питер - Вытегра

Для путешественников, где можно обсудить места, в которых побывали, куда съездить в отпуск, или на выходные и где видели что-то необычное

Модераторы: Renat, Gala, alta_olg

Ответить
alta_olg
Модератор
Сообщения: 2537
На форуме: c 05 ноя 2004
Откуда: Москва, Альта-Софт
Сказал: 1 ед.
Получил: 104 ед.

Москва - Питер - Вытегра

Сообщение alta_olg »

Выехали в 15.00 в пятницу из Москвы, до Ленинградского по МКАД добрались быстро, но в Химках застряли из-за пробки, да еще ливануло изрядно.
Солнечногорск проскочили на удивление быстро, зато встали в Клину, потеряли пол-часа, затем Тверь, за ней опять пробка из-за тяжелой аварии, Торжок и немного плохой дороги в две полосы. Вышний Волочек прошли без проблем, Валдай с Немчиновой горой, на которой любят гаишники устраивать засады, Крестцы со ставшими уже традиционными пирожками, отвратительный кусок в 40 километров в Новгородской области, затем уже спокойно доехали до города Любань, повернули на Шапки. Проверка документов (видимо, из-за саммита, причем два раза), кусок грунтовой дороги, Надино, Мга и наконец-то приехали. Ночью ехать было сравнительно легко из-за продолжающихся сумерек (белые ночи, как-никак).
Ехали ужасно медленно, почти 11 часов - из-за пробок в Химках, Клину и Твери (обратно доскакали быстрее, за 10 часов, и то один час потеряли из-за прокола).
Приехали, стояла жаркая погода, съездили в Коккарево (название финское) на Ладогу, отлично прожарились на солнце и ветру, но водичка была холодновата. Потом, в следующие дни, ездили купаться в Надино на ледниковое озеро (оставшееся с ледникового периода), очень теплое, - купаться там можно в иные года до начала сентября - и к тому же чистое, о чем можно судить по наличию пиявок в воде.
Ездили на рыбалку под Орешек со стороны поселка им. Морозова (как только въезжаешь под табличку с названием со стороны Мурманки, направо дорога идет по бетонным плитам на садоводства). На 6-ти метровую удочку поймал несколько рыбешек (даже маленького судачка), рыбу выпустили, для серъезной рыбалки нужна лодка с мотором (течение сильное) или болотные сапоги по грудь.
Во вторник поехали с тестем на его "историческую" родину. Кировск, по мурманке до Лодейного поля, Подпорожье, еще немного асфальта, а дальше... асфальт заканчивается и до Вытегры в основном грунтовка со странными вкраплениями асфальта - там километр, тут километр...
Дорога ужасная, неухоженная, грейдера давно не видно, сплошные ямы. От Вытегры 50 километров, до Анненского Моста, половина по асфальту (не так давно дорогу на Плесецк там построили, вроде как она аж до самой Вологды идет), половина по грунтовке.
Наконец, прибыли в Анненский, на дорогу ушло 8 часов. Поселились в доме брата (покойного Ивана Ивановича). Дом большой, еще крепкий, две печки русская и голландка (круглая, высокая и металлическая, а внутри выложенная кирпичом). Протопили голландку, слегка перестарались, так что ночью было тяжело спать из-за жары, нашли пробки, вставили, да будет свет.
Галина пошла на кухню, засмотрелась на русскую печку, Бог ее уберег, оказывается, был открыт подпол, а она не заметила и каким-то чудом перешагнула отверстие, я шел следом, увидел, закрыли.
Русская печка - это чудо!
Во-первых, это само по себе огромное сооружение, размерами где-то 3х3 метра и высотой метра два.
Во-вторых, чего только там нет, куча всяких задвижек, и заглушек, есть специальное отверстие для трубы самовара, есть плита для готовки, есть лежанки и снизу и сверху (специальная лесенка пристроена), а самое главное, это, конечно, сама топка – оказывается, там нет никаких колосников, в топке разжигают огонь, затем, когда печь протопится, угли выметают в специальную емкость для последующего использования в самоваре, потом все тщательно вычищают помелом и пожалуйста, готова духовка для выпекания чего угодно, хоть хлеб выпекай, хоть мясо туши, причем хлеб выпекают без всякой посуды!
А еще сколько всяких приспособлений - кочерги, щипцы для углей, деревянная лопата для хлеба, разные прихваты и ухваты.
Нашли косу, прокосили до забора, чтобы не по пояс в траве ходить, коса, кстати, тоже непростая: у нее от черенка не одна, а две ручки отходят - одна маленькая под правую руку, а есть еще, ближе к плечу для левой руки. Когда на нее рука ложится, получается, что черенок как бы лежит на предплечье левой руки, косить очень удобно, жалко что не подумал сфотографировать, и точило к косе очень удобное – на длинной ручке.
Поехали по деревне, договариваться, чтобы на завтра отвезли в родную деревню Андреевское, где Анатолий Иванович родился, это километров 30 отсюда.
Его деревня пала жертвой укрупнения в Хрущевские времена. Деревню расселили, часть жителей переехала в Анненский мост (это молодая деревня, в 30-х годах возникла), а большая часть переехала в Девятины, это гораздо дальше.
Анненский мост в нынешнем виде возник в момент строительства Волго-Балтийского канала, точнее когда его перестраивали взамен устаревшей Мариинской системы, и раньше там находился шлюз этой самой системы. В 30-х годах был крупным районным центром, где была милиция, НКВД, больница с замечательными хирургами, школа, ну и конечно, лесозаготовительная контора - с директором, складом и прочим, ну и МТС (машинно-тракторная станция), где и работал брат Анатолия Ивановича - его тогда как раз переманили из Андреевского.
Удивительно неудачное место для человеческого жилья - вокруг топи, торфяники и множество комаров.
Теперь шлюзов нет, осталась только переправа через канал. Колхоза и МТС давно нет, лесозаготовители остались, но теперь они уже не так много леса заготавливают, т.к. лес первой категории давно вырубили (бывало, заготавливали лес аж за сто километров), и сейчас вырубают тот, что нарос заново за эти 60-70 лет, и то, в основном, мелкий, небольшого диаметра, преимущественно береза, но и елку тоже рубят.
После заготовки остаются развороченная земля и дорога, куча мусора из веток, и множество исковерканных брошенных деревьев, странно как-то, как будто очень торопились, будто воры тут были - разворошили, нагадили, украли, убежали.
Раньше, говорят, эта контора следила за состоянием дорог, где надо - отсыпку делала, где надо - скрейпером проходила, да и лес просто так не бросали...
Работы особенно нету, теперь древесину заготавливают машинокомплексами (это такая установка, которая сама пилит лес, сама обрезает ветки и сучки), каждый комплекс заменяет три бригады, чем живут местные для меня загадка, но видно что не бедствуют..
Кто-то немного распахивает поля и что-то там выращивает, хотя я не видел таких полей, но трактора видел и плуги тоже (один охотник, говорят, овса посеял на медведя), заготавливает сено, держит коров и лошадей, но что делает большинство - для меня осталось загадкой. На весь Анненский 30 коров, которые пасутся сами, есть еще несколько рыболовов-охотников.
Дома невзрачные, без следов ремонта, новых домов вообще нет, много брошенных, на огородах растет, в основном, картошка, небольшие грядки под укроп, лук, чеснок. Картошка посажена под трактор или мотоблок.
Машины, в основном, не новые, все больше классика, встретил пару новых десяток, и даже пару иномарок, а в основном - всевозможные УАЗы. В общем, я бы сказал, довольно-таки много транспорта на деревню, несмотря на то, что ближайшая заправка в Вытегре(!), за 50 километров. Кстати, 95-го бензина на заправках нет, есть только 96-й.
Такого количества УАЗиков я больше нигде не видел, и комары - их там неисчислимые полчища.
Люди доброжелательные, говор мягкий, немного с оканьем, и смещенным ударением в словах, как будто подчеркивающим наличие этой самой буквы в слове. Слова выговариваются не очень четко (невнятно), и встречаются много местных слов, которые с первого раза непонятны.
Одеты все опрятно, даже трактористы, не то что раньше, держаться уверенно (с достоинством), сравнительно много людей среднего возраста – 30-40 лет, молодежи и детей почти не видел, может на работах (?) молодежь, конечно, пару местных красавиц встретили, на каблуках (!), модной одежде (в этом я не совсем уверен, надо бы у жены спросить)... Чувствуется, одним словом, что достаток есть у людей.

Оказалось что в селе остался дальний родственник (сын сестры жены брата Анатолий Ивановича) - Володя, мужик, лет под пятьдесят, неженатый, живет с матерью, которая еще вполне бодрая - ровесница моему тестю (чуточку старше), она когда-то напарницей ему была на валке леса - снег уминала, провод подтягивала (пилили тогда, после войны, тяжелыми электрическими пилами с толстым кабелем). Объяснили задачу, - так мол и так, надо бы в деревню старую съездить, посмотреть что и как, - он сразу предложил к какому-то Алексею съездить - местному охотнику. Приехали, поговорили, тот сразу согласился на завтра к восьми утра, будет ждать нас у дома, машина - грузопассажирский УАЗ (буханка с кузовом, новая, куплена в прошлом году за 230 тысяч). Спросили насчет сколько будет стоить (30 км практически по бездорожью в одну сторону), тот долго прикидывал, потом назвал сумму 400 руб (!), спросив почему-то при этом, нет ли среди нас рыбаков... Мы, конечно же, с радостью согласились.
Интересно, что между собой они (тесть и охотник Алексей) говорили про каких-то баботОзер. Баботозеры, баботозеры, я все никак понять не мог - кто это такие, думаю, - может, это специальность такая местная, люди, занимающиеся лесным хозяйством или еще чем. Оказалось, что это они говорили про жителей сел, располагающихся вокруг Бабботозера (озеро так называется), т.к. села там были малюсенькие - 10-20 домов, а вокруг озера было несколько таких деревень, - вот их так и называли баботозеры...
А название деревни такой (Андреевское) никто и не знает, я одного водителя УАЗа местного на дороге остановил (еще до того как с охотником познакомились), все дорогу спрашивал, можно проехать на моей машине или нет, так он про такие деревни не слыхал, пока озеро не назвали, ничего понять не мог, а ему я предложил нас свезти, так он не то чтобы отказался, но нам предложил переговорить как раз с охотниками.
Назавтра, в 8 утра заехал за нами Алексей и мы поехали, километров 20 приличная полевая дорога, только местами колдобины, а потом поворот и дорога превращается в колею, оставшуюся после работы лесозаготовителей прошлой осенью Здесь я понял, что глубоко заблуждался насчет того, что мог бы проехать здесь на своей 11-й.
Несколько неприятных мест было с пересечением ручьев. После того, как сюда завезли бобров, уровень окрестных ручьев и речек значительно повысился, и бывшие ранее незаметные ручейки стали непреодолимым препятствием для обычных автомобилей, размыли дороги, образовались глубокие промоины. Частично промоины были уже завалены бревнами, чтобы вездеход мог проехать, но каждый раз Алексей выходил, оценивал ситуацию и иногда добавлял заранее заготовленные и лежащие в кузове бревна, поправлял лежащие бревнышки. Оказывается, местные жители препятствуют заезжим и бывает подпиливают особым образом бревнышки, чтобы машина чужая села, а еще, по словам нашего проводника, и ежей подкладывают, чтобы по его словам "все четыре колеса..."
Еще сильно мешали проезду упавшие после урагана деревья, местами дорогу пропилили бензопилами, а местами надо было объезжать через лес, когда как танк подминая молодые деревья и объезжая другие, наша машина уверенно продвигалась к цели. Еще были просто топкие места, но наконец-то доехали до места.
Все же я зауважал после этой поездки наши уазики. Подумать только, почти полвека назад сконструированы, а до сих пор лучше и надежней ничего не придумали.
До самой деревни не доехали километра полтора – топь. Алексей просто сказал, что дальше можно попробовать, если завязнем, то на час работы - у нас как-то желание просить ехать дальше и пропало.
Пошли пешком, тестю тяжело, у него ступня не слушается, вертится, то так станет, то поперек, дошли, наконец.
Еще недавно, по словам его, дом был целехонек, но сейчас и следа не осталось, все поросло густыми зарослями иван-чая и крапивы (жгучая, сквозь одежду кусается), комаров тьма, на прыскалку как-то внимания не обращают.
Из всей деревни остался один почти целый дом (дом его крестного) и еще остатки другого, видно, большого и богатого дома - тесть признал что это дом бригадира, кажется, или еще кого-то начальника.
Дома сделаны без гвоздей, даже рамы, и те без гвоздей, круто, крыши покрыты дерниной (это вручную оструганные доски тоже без гвоздей), и до сих пор стоят, и стояли бы, если бы не люди...
От остальных домов ничего нет, ни-че-го, даже валунов под фундаментами, и тех не осталось, а ведь деревни старые, не одну сотню лет простояли на этом месте, и вот, поди ты, прошло 40 лет, и только заросли иван-чая напоминают о том, что здесь было раньше человеческое жилье.
С другой стороны озера сохранились развалины церкви, говорят, в 34-м, когда снимали колокола, один самый большой упал в озеро, да так и остался там. Позже в ней был клуб, а потом местные пытались разбирать на кирпичи, но все равно до конца разобрать не успели. Видимо, и бобры тут постарались, потому что теперь к ней так просто не подъехать, только на лодке можно.
Походили немного, добрели обратно, Алексей нас свез еще на озеро, посидели, полюбовались, я даже удочку закинул, ну где там, видно рыба есть, играет, но не клюет - жарко, еды полно, да и говорят, на удочку с берега здесь никогда и не клевало.
Озеро перегорожено длиннющей сетью - Алексей говорит, сегодня вечером появятся его соседи (тоже рыболовы-охотники), только вот обычно они на другом озере рыбачат, а на этом, мол, он рыбачит...
На берегу тоже остатки дома из отличного бруса, т.е. современной постройки, тоже, еще недавно крыша была из шифера, но его соседи-конкуренты разобрали крышу, увезли, опять таки для того, чтобы чужие здесь не появлялись, не жили, овес, мол на медведя посеяли, чтобы не мешали. Странные они какие-то, считают, что это им одним здесь все принадлежит, власть не уважают, говорят, сюда егеря раньше захаживали, дак напугали сильно – раздели одного, привязали к дереву, из карабина постреляли вокруг, потом отпустили, они потом (егеря) на следующий день приехали на нескольких машинах, - да где уж там, никого уж нет. А еще был с другим случай - ружье отобрали, завели в лес, привязали руки к перекладине и отпустили, он потом, бедолага, выходил из леса целый день, - с тех пор побаиваются они сюда появляться.
Поехали обратно, назад вернулись быстро за час, уже нигде не останавливаясь. Приехали, расплатились, добавив сверху в полтора раза больше, быстро собрались, взяли молоко у хозяйки соседки по 12 рублей за литр, и в путь.
Ехали по уже знакомой дороге, не стали повторять ошибку и от Вытегры поехали до Подпорожья в объезд (на Петрозаводск) сэкономив подвеску, бензин и нервы (по времени почти то-же самое). К сожалению, полностью объехать грунтовые дороги не представлялось возможным.
По пути купили черники у ребят, особо нигде не останавливались, добрались за 7 часов (на час быстрее), только лесовозы душу вымотали - едешь за ними по тряской дороге, с них все сыпется, какие-то проволоки, сучья и прочее. Как потом выяснилось, мне такая проволока сильно порезала правое заднее колесо.
Приехали на дачу около 11 вечера, светло, хорошо, протопили баньку, вымылись и спать. Встали не рано, стали собираться в дорогу домой, в Москву, пока то да се, в 15.30 отчалили.
После Вологодчины километров 10 грунтовки в районе Шапок показались сущей чепухой, заправка, осмотр - ба, заднее левое спустило. Подкачал - опять спустило, хорошо на заправке оказался шиномонтаж.
Ну и в обратном порядке: Новгород, кольцевая, ужасная узкая дорога в 40 километров, Крестцы с пирожками и т.д.
Больше особых приключений не было, только неудачно заправился в тверской области на Мега-Ойл, на следующий день двигатель на некоторое время затроил.
Прибыли в 1.30, непривычно темно, устал очень (после 3-х дней непрерывной езды), вечером глаза еще сильно устали. Тут здорово помог редбулл, все же действительно баночка вечером немного позволила снять усталость, сильный тонизирующий эффект - хватило часа на три.
Приехали мы в Москватозеро, а тут еще воды горячей нет, за что от имени всех москватозеров отдельное спасибо всему жилищно-коммунальному хозяйству, машину уж разгружать не стали, оставили до утра.
А утром на работу...

Итого средний расход топлива за поедку составил 7.5 литров, немного больше, чем если бы просто съездить в Питер (7.2), накатали за это время чуть больше 3000 километров.

Фотки попозже будут.
Олег Михайлов
Отдел техн. поддержки и разработки ПО
Ответить